Если бы существовало понятие «русская мечта», то его
можно было бы проиллюстрировать на примере жизни Вилли Токарева. Родился
в деревне на Кубани. Окончил музыкальное училище при консерватории
имени Римского-Корсакова по классу контрабаса. Стал признанным
музыкантом и композитором, но не стерпел цензуры. Бросил все и
отправился в Америку за счастьем. Перебиваясь на скудных харчах, работал
и таксистом, и разносчиком почты, при этом продолжая писать песни.
Потом как в сказке – слава, богатство, работа в лучших клубах,
знакомство с выдающимися музыкантами мира и триумфальное возвращение на
Родину после пятнадцатилетнего отсутствия. В этом году Вилли исполнится
73 года. У него молодая жена и четверо детей. Младшим, Эвелине и Милену,
8 и 4 года соответственно. А еще у Вилли Токарева есть заветная страсть
– бильярд.
– Вы хорошо играете в бильярд? – Да. Однажды по телевидению показывали конкурс, в котором я обыграл Никоса Сафронова. Занял тогда первое место.
– Когда учились? – От случая к случаю. Никогда
не упускал возможности поиграть. Я всегда хотел научиться правильно
держать кий, правильно бить и принимать правильную позу. Для этого я
внимательно следил за игрой профессионалов. Конечно, это дело нелегкое.
Нужно быть либо одаренным от природы, либо этому научиться. Сначала
бильярд был моим маленьким увлечением, но со временем стал настоящим
хобби. Он позволяет мне расслабиться. Когда я играю в бильярд, я думаю
только о бильярде, никакие мысли меня не тревожат. Они уходят, и ты
остаешься один на один с игрой.
– Со скольки лет играете? – Когда я был
студентом музыкального училища, я впервые попал в дом, где был бильярд. Я
очень удивился, что в квартире стоит такой большой бильярдный стол.
Хозяин дома оказался большим любителем бильярда. У него собирались
знатоки игры. Вот тогда я впервые взял кий в руки. Все стояли в
сторонке, курили, а я решил попробовать, но у меня ничего не получилось.
А потом мне показали, как пальцы нужно ставить, как бить, как стоять.
Оказалось, что это очень трудно. Это как балет, где нужна растяжка,
нужно знать позиции, уметь стоять на пуантах и массу всего прочего. В
бильярде все аналогично. Сразу ничего не получится.
– В последнее время часто удается поиграть? – Я
много путешествую по стране, и, как правило, в гостиницах, где я
останавливаюсь, есть бильярдный стол. У меня даже выработалась привычка
играть перед сном. Это отличное средство снять усталость, которая
накапливается за день. После партии сразу хорошо засыпаешь, особенно
если ты хорошо сыграл. Это доставляет удовольствие. Человек получает
хорошую дозу адреналина. Каждый забитый шар – это удар вашего сердца.
– Для вас это только развлечение или все же спорт? –
Конечно, и спорт. Появляется пра- вильная осанка. Нельзя же кое-как
стоять! Вы должны быть в какой-то степени расслаблены, но в момент удара
вы должны полностью сконцентрировать все внимание на кий, на руку, на
кисть. Это как момент истины. Здесь проверяется то, чем ты владеешь.
– Каким-нибудь спортом, кроме бильярда, увлекаетесь? –
Для меня главный спорт – это музыка, которой я отдаю большую часть
своего времени и сил. И не потому, что я фанатик этого дела. Есть
всемирно известные музыканты, которые добились всего не просто так.
Захотели и все. Это бессонные ночи и дни, недели, месяцы. Для того чтобы
достичь совершенства, приходится очень много трудиться, играть, тем
более что тебя окружают конкуренты, а ты хочешь быть первым. Люди,
которые способны выдержать вот такую нагрузку, они и становятся первыми.
Все то же в бильярде, кстати. Я смотрел, как играет Юра Пащинский,
чемпион мира, как он красиво забивает шары. Они мощно летят и красиво,
сразу, исчезают в лузах. Ощущение такое, как будто их кто-то магнитом
притягивает! А ведь это человек своим мастерством, своими точными
расчетами направляет шар туда, куда он хочет. И ведь все знают, куда он
хочет забить. И когда он этого достигает, то все вокруг испытывают
восторг. Когда человек играет хорошо, даже если он твой соперник, то ты
можешь завидовать ему только белой завистью. Когда кто-то играет лучше
меня, я просто ему аплодирую. Это же здорово! Красиво! Завидовать не
нужно. Если хочешь, можешь стремиться к этому и достигнуть такого же
мастерства или даже играть лучше.
– Играете на что-то? – На деньги никогда не
играю. Мне достаточно того игрового состояния, в котором я нахожусь в
процессе игры. Есть люди, которые не могут без сигарет, а я не могу без
бильярда. Если у меня есть возможность где-то поиграть в бильярд – не
могу устоять. Для меня это в каком-то роде наркотик. Поэтому мне даже
неинтересно играть на желание или на деньги. Это лишнее.
– У вас есть свой бильярдный стол? – К
сожалению, у меня нет возможности поставить в квартире бильярдный стол. Я
не люблю маленькие столы, предпочитаю большие, классические, а для
этого нужно оборудовать специальную комнату. Мне нравится солидный
бильярд, где можно показать силу, ум, расчет, где можно развернуться. К
тому же у меня маленькие дети.
– А свой кий у вас есть? – Мне как-то подарили
два кия. Один я привез из Америки, а другой мне подарили в Сибири. Я их
храню дома. По ощущениям они очень разные, но мне нравится играть и тем и
другим, потому что ощущения удара у одного и другого неповторимы. Но с
собой я их не беру, хоть они и раскладные. Просто боюсь их потерять или
забыть где-то.
– Любите смотреть чемпионаты по бильярду? – Если я узнаю, что будет игра, то никогда ее не пропускаю. А сегодня договорился, что пойду на выступление чемпиона мира.
– В жизни часто приходилось встречать высококлассных бильярдистов? –
Часто, причем часто они не известные люди. Их знают только в своем
кругу. Некоторые так играют, что я диву даюсь. Может быть, если бы они
участвовали, то и получили бы какие-нибудь награды, но им это, видимо,
не нужно. Вот я как-то в Сочи таких игроков видел. Переживаешь так же,
когда смотришь бокс.
– Когда вы жили в Америке, вам удавалось там играть в бильярд? –
Нет, потому что мне нужно было зарабатывать на жизнь. Между прочим, в
Америке я вообще бильярд не видел. То ли он там не популярен, то ли
просто я не был в таких клубах. Чтобы попасть в такой клуб, нужно стать
его членом. Это закрытые клубы.
– За что вы любите бильярд? – За красоту. Когда
мастер умело бьет по шару, все рассчитывает. Ког-да ты видишь, что он
достиг своего расчета, то вместе с ним переживаешь и радуешься. Это
потрясающее зрелище.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы научиться хорошо играть в бильярд? –
Во-первых, он должен хорошо знать, что он делает. Во-вторых, он никогда
не должен завидовать. Если он будет завидовать, то все, он пропал. Он
начинает выходить из себя, раздражаться, нервничать. Нет, этого не
должно быть. Когда человек научится, играя, восхищаться игрой
противника, вот это и есть высшее проявление качества, которым должен
обладать любой хороший игрок.
– Своих детей вы учите игре в бильярд? – Они еще маленькие. Младший еще ложку плохо держит (смеется).
– А ваш старший сын? – Он любит бильярд и часто играет.
– Вы его учили? – Нет, он сам научился.
– Может он уже вас чему-то учит? – Я с ним не
играл, но нужно действительно как-нибудь попробовать. Думаю, он меня
переиграет (смеется). Он больше времени занимается бильярдом.
– Ваши творческие планы? – Сейчас я уезжаю в
Лос-Анджелес по приглашению главы города, для проведения концерта
русского искусства. Буду выступать с концертами, со своими песнями.
Потом у меня тур по России, по Украине, по Прибалтике, но точно не в
Эстонии.
– Почему? – Потому что я не могу выступать в Эстонии, когда там обижают наших.
– Наверно, очень важно взаимодействие между артистом и публикой? – Да, это очень важно. А эстонцы никогда и не ходят на эти концерты.
– Работаете над альбомами? – Да, уже вышел новый
альбом. На очереди мой лирический альбом. И я постоянно пишу песни.
Активно гастролирую, работаю над своими аккомпанементами. Новые стихи,
новая музыка. Это моя рутинная работа, которой я занят каждый день.
– Вы пишете песни и музыку только для себя? – Я
не пишу для других, потому что у меня нет времени. Если меня просят
написать песню, я пишу, потому что за это платят хорошие деньги
(смеется).
– Не планируете создать совместный проект, например с джазовым оркестром? –
Я в прошлом играл в лучших джазовых оркестрах страны. В оркестре
гениального Анатолия Кролла, работал с выдающимся пианистом, входившим в
десятку лучших пианистов мира, Борисом Рычковым. Пел в ансамбле
«Дружба». Джаз мне очень близок. Я специально этим занимался. Играл с
Давидом Голощекиным, выдающимся питерским музыкантом, с Ростиславом
Чевычеловым, это суперсаксофонист. Со многими другими музыкантами,
которые еще находятся в зените славы. На днях один американский квартет
предложил записать мне пластинку, и я с удовольствием принял это
предложение. Почему нет?
– В каком жанре преимущественно вы работаете? – Я пишу музыку восьми разных жанров. И когда я пою на сцене, все эти восемь жанров присутствуют у меня на концерте.
– Что ваши песни значат для людей? – Ко мне
постоянно подходят люди и говорят, что они выросли на моих песнях. Те,
кто приехал в Америку, говорят, что сделать это им помогли мои песни.
Те, кто остались в России, – остались благодаря песням. Однажды мне из
Израиля позвонила женщина. Она попала в серьезную аварию и уже почти
умирала. Друзья принесли ей мои кассеты, и они вернули ее к жизни. А
мамы маленьких детей рассказывают, что дают слушать малышам мою детскую
пластинку во время еды. Детей это так увлекает, что кашу они съедают в
два счета. Я очень рад, что мои песни имеют такое значение для тех, для
кого я их пишу.
– Вы чувствуете ответственность перед своими слушателями? –
Я автор, они – зрители. Если они приходят на мои концерты и слушают мои
песни, значит они им нравятся. Мне сложно понять, что в этот момент
происходит в их душах, хотя я и догадываюсь. Ведь и у меня тоже есть
свои любимые музыканты, композиторы, и я получаю огромное удовольствие,
когда слышу их. Как любой человек, который может оценить определенный
вид искусства и получить от него удовольствие.
– Кто ваши любимые исполнители? – Сложно
сказать, потому что их очень много. Из певцов – Фрэнк Синатра, Тонни
Беннет, Элла Фицджералд. Из русских – Виноградов, Клавдия Шульженко, Аня
Нетребко, Дима Хворостовский.
– С кем-нибудь из них вам приходилось встречаться? –
С Димой Хворостовским, с Фрэнком Синатрой. В Нью-Йорке я работал больше
полугода в ночном клубе «Лос-Мадрилос» на Бродвее. Это очень престижный
клуб. К нам приходили музыканты, работавшие напротив, в «Розеленд
Данс». Это заведение, в котором танцуют с 1919 года. Там играют
знаменитые оркестры Америки, поэтому у меня была возможность с ними
познакомиться.
– Можете рассказать о самой яркой встрече? – Это
была встреча с Каунтом Бэйзи. Это величайший музыкант, который работал
на Бродвее со своим оркестром. Я разговаривал с ним как с вами. Еще я
был как-то в гостях у мистера Роберта Фарнона в Лондоне. Это величайший
музыкант, композитор, дирижер прошлого и настоящего. Я его слушаю с 18
лет, и могу назвать его своим заочным учителем. И когда три года назад я
побывал у него в гостях, меня поразило то, что, ко всему прочему, он
еще и величайший человек. Насколько простой, настолько гениальный. Это
мои самые яркие впечатления, которые я получил от встреч с большими
людьми.
– Бывало такое, что неудачи сыпались одна за другой? –
Никогда такого не было. Вы никогда не увидите меня грустным или чем-то
недовольным, потому что я всегда работаю. В моей жизни были периоды,
когда у меня совсем не было денег. Например, когда я жил в Америке.
Тогда приходилось питаться молоком, хлебом и картошкой. И тем не менее
это не было поводом, чтобы я себя плохо чувствовал. Я всегда был
оптимистом, всегда верил и шел к тому, что я наметил. Иду прямо, без
отклонений, это мое правило. Еще у меня есть такое качество: я всегда
благодарен за то, чем я обладаю, и никогда не считаю чужие деньги и
никому не завидую, как бы плохо мне ни было. Все, что я имею, я получил
не за красивые глаза. – Что вам помогает так много работать? –
Бог, который дает мне силы. Дети, которыеприносят мне вдохновение.
Поклонники, для которых я все это делаю. С каждым годом их число только
растет. И еще я благодарен супруге, которая создает все условия для
того, чтобы я делал то, что я делаю.
– Вас часто узнают на улице? – Просто невозможно пройти! (Смеется.) Для меня большая честь, что песни, которые написаны 20, 25 лет назад, живут в людях.
Журнал "Бильярдный Мир"
|