Помните, у Пушкина: И после, дома целый день, Один, в расчёты погруженный, Тупым кием вооружённый, Он на бильярде в два шара Играет с самого утра.
Между прочим, поэт в Михайловском играл на бильярде, который привёз в
Россию его знаменитый предок Ганнибал - "арап Петра Великого".
Современные исследователи до сих пор спорят, как выглядел этот бильярд.
Среди выдающихся игроков
прошлого особое место занимает русский писатель конца ХIХ-начала XX
века Анатолий Иванович Леман. Автор первого в России научно-популярного
труда о бильярде - "Теория бильярдной игры", дворянин, офицер русской
армии Анатолий Иванович Леман был очень разносторонним человеком,
написал несколько романов, изготавливал скрипки.
Задумав
труд о бильярде, Леман все-таки довел это решение до конца, хотя, к
несчастью, ушел из жизни довольно рано, в 1913 году, в возрасте 54 лет.
Первое издание книги "Теория бильярдной игры" (1885 г.) быстро
разошлось; второе, дополненное, также вышло при жизни автора в 1906
году.
В книге изложены история и техника игры, помещены
подробные разборы разных партий, предложен ряд остроумных и интересных
задач, дана характеристика и сравнительная оценка столов, выпускавшихся
тремя главными бильярдными фабриками России М. Н. Ерыкалова и А.
Фрейберга в Петербурге, Якова Гоца в Ростове-на-Дону. Затронут ряд
нравственных вопросов, касающихся взаимоотношений партнеров во время
игры. Кстати, в своей книге он называл настоящих мастеров бильярдной
игры "артистами"...
Книга Лемана привлекает ясным, образным
и живым языком, хорошим стилем и строгой систематичностью изложения. По
воспоминаниям современников, Анатолий Иванович Леман, владея
феноменальной техникой игры (были удары, которые выполнял только он –
так называемые "леманонские удары"), вместе с тем по своему характеру
был человеком веселым, скромным, не искал крупных выигрышей и большой
известности.
Страстными поклонниками бильярда были
многие выдающиеся писатели и поэты. Николай Васильевич Гоголь, Фёдор
Михайлович Достоевский, Александр Николаевич Островский, Владимир
Иванович Даль... Целое созвездие имён, всех и не перечислить...
Помните, у Некрасова:
Из службы в биллиардную Прямёхонько иду, Игру там не азартную, Но скромную веду...
Варвара Петровна Тургенева, зная любовь своего сына к бильярду, даже
приказала крепостным мастерам изготовить для него и поставить в имении
бильярдный стол. В своих письмах к Полине Виардо Иван Сергеевич в
качестве обязательного элемента в его распорядке дня называет утреннюю
партию на бильярде. Его гостями и партнёрами были Тютчев, Фет, Лев
Толстой.
А что касается самого Толстого, то он, особенно в
молодости, был неудержимо азартен. И однажды, проигравшись проезжему
офицеру был вынужден занять у редактора "Русского Вестника" и
"Московских ведомостей" Н.М. Каткова тысячу рублей под рукопись повести
"Казаки". О бильярдной страсти, всецело поглощающей человека, Лев
Николаевич написал в своих "Записках маркера".
Эта игра, по
свидетельствам многочисленных историков, была любимым занятием
интеллектуальной элиты, ею увлекались короли и князья, поэты и писатели,
музыканты и издатели. Писатели и поэты Европы не раз в своих
произведениях касались темы бильярда.
И мы не раз будем к ней возвращаться.
Есть
две игры бильярд и шахматы, которые дают возможность личности
развиваться гармонично, то есть интеллектуально и физически. Играя в
бильярд, глубже начинаешь понимать самого себя и учишься укрощать свой
темперамент. Для меня бильярд - это общение, встречи с интересными
людьми, отдых."
Всегда я встрече рад, бильярд, Вот и стихи, как другу, подарю. В пути прошел еще не много ярд, Создателя за стол с сукном благодарю!
Шары, расставленные в пирамиду, и в "доме" ждет "биток". Как зрителя, мы пригласим Фемиду, начнем игру, и будет толк.
Заказ "Девятый" в левый дальний, "Прямой", удар, движение, шар в лузе, выход гениальный, для "кладки" вижу продолжение.
Не шулеров игра, тут есть азарт, "Дуплет", "чужой", вот вам "француз", бильярд, скажу я, лучше карт, где главный козырь туз.
Да, классика, что говорить, Игра, что стоит свеч! Кий не забудем помелить, Бильярд, до новых встреч!