5 августа исполнилось 1ОО лет со дня рождения
известного советского авиаконструктора Артема Ивановича Микояна. Сегодня
о его самолетах знает весь мир. Но, пожалуй, мало кто в курсе, какую
огромную роль в становлении реактивной авиации в СССР сыграл... бильярд. Артем
Иванович выиграл для страны то, что потом массово выпускалось под
индексами РД-45 и ВК-1 и устанавливалось на истребители МиГ-15, МиГ-17 и
другие боевые самолеты.
Микояну довелось работать в непростое время войн и сталинских
репрессий. Любая ошибка в те годы могла стоить жизни. В декабре 1946
конструктору пришлось оказаться в... одном бильярдном шаре от смерти.
В СССР не было реактивных двигателей. И не было времени на их
создание. Тогда знаменитый авиаконструктор предложил купить партию
ключевых запчастей у англичан.
Сперва было получено «добро» у
партии. Потом - у английского промышленника Генри Ройса. И Микоян
отправился в Лондон. Пока он добирался, в сделку двух держав (а продажу
реактивных двигателей стоило рассматривать именно на столь высоком
уровне) вмешалась нестабильная английская политика: в стране поменялось
правительство. А вслед за ним - и решение господина Ройса: по приезде в
Лондон Микояна ждал отказ.
Авиаконструктор не мог вернуться в
Москву без двигателей. Он хорошо понимал, чем для него лично и страны в
целом может обернуться такое решение этой проблемы. И тогда Артем
Иванович пошел ва-банк...
Микоян играл с Ройсом на бильярде,
когда в его голову пришло сколь конгениальное, столь же и рисковое
решение. Он предложил Ройсу разыграть двигатели в игре. В случае победы
Микоян и СССР получали желаемое. Ройс долго размышлял, но, подумав,
решил согласиться... Практически всю партию соперники играли на равных. И
лишь в финале одной из самых дорогих за всю мировую историю бильярдных
партий (по всей видимости, в снукер - прим. ред.) вперед вырвался
советский авиаконструктор. Так Артем Иванович выиграл для страны то, что
потом массово выпускалось под индексами РД-45 и ВК-1 и устанавливалось
на истребители МиГ-15, МиГ-17 и другие боевые самолеты.
Артем
Иванович был добрым и впечатлительным человеком, тяжело переживал гибель
летчиков. А горьких потерь в его жизни было немало. В сентябре 1942 г.
под Сталинградом был сбит и погиб летчик-истребитель Владимир Микоян -
племянник авиаконструктора. 28 апреля 1969 г. при выполнении полета на
еще не принятом на вооружение «трёхмаховом» перехватчике МиГ-25П
разбился командующий истребительной авиацией ПВО генерал-лейтенант
Анатолий Кадомцев. При прослушивании записей переговоров того полета
Артем Микоян получил второй инфаркт. После тяжелой болезни он скончался 9
декабря 1970 года.
|