... чем меньше, тем лучше.
Многие удары в бильярде неожиданно идут мимо цели, когда игрок
использует винт или наносит сильный удар. Без таких ударов в хорошей
игре не обойтись. Однако, чем больше вы закручиваете биток, и чем
сильнее вы бьете, тем больше шар отклоняется от точки прицеливания. Это
случается регулярно и выглядит как неизбежное явление... Возможно, вы
должны делать поправку при нанесении удара или делать компенсацию при
выборе точки прицеливания? Но как это сделать со требуемой точностью? И
надо ли это делать вообще, или причина больших неожиданных отклонений
битка кроется в чем-то другом, и устранять ее надо другими методами?
Попробуем разобраться. Это важнейший вопрос. Чем меньше будет отклонений
битка, тем точнее станет ваша игра.
Суть понятия "отклонение битка"
Термин "отклонение" был введен примерно лет 30 назад и
употреблялся, в основном, среди профессиональных игроков и специалистов.
Теперь он широко используется в популярной бильярдной литературе, но в
различных и порой неправильных толкованиях. Для начала разберемся с
терминологией.
Прежде всего - термин "отклонение" надлежит применять только к
ситуации, когда биток движется до соударения с прицельным шаром по
траектории, которая не совпадает с точкой прицеливания. Другие виды
ошибок, такие как уход прицельных шаров с их предполагаемой траектории,
или особенности траектории закрученного битка после соударения - не
имеют отношения к термину "отклонение". Все, кто говорит об отклонении
применительно к прицельным шарам или к битку, отскакивающему от борта,
вносят путаницу.
Существует несколько принципиально разных физических процессов,
внешне проявляющихся в отклонении битка от предполагаемой точки
прицеливания и искажении его траектории до соударения с прицельным
шаром.
Основные из них:
- Девиация - искривление траектории сильно завинченного битка за
счет "кориолисовой силы". Это явление было изучено еще в прошлом веке.
По этой же самой причине отклоняется пуля, пущенная из нарезного оружия в
далекую мишень. Все хорошие стрелки знают об этом и умеют делать
поправки. В бильярде это физическое явление используется при ударах
"массе", с помощью которых изощренный игрок может сыграть "из за маски",
пустив биток по параболической траектории. При выполнении же обычных
винтов, т.е. - ударов закрученным битком по шарам, точка прицеливания на
которых открыта, это явление вредит, однако величина искажения
траектории за счет девиации стабильна и легко прогнозируется опытным
игроком в любых условиях. Девиация не имеет отношения к "настоящему"
отклонению, тайну которого мы здесь обсуждаем, хотя бы потому, что ее
результаты всегда предсказуемы и постоянны, они одинаковы у всех
игроков, играющих в разной манере и разными киями. При девиации
траектория битка искривляется, тогда как при истинном отклонении она
остается прямой, то есть биток попросту отправляется "не туда", хотя и
движется прямо. Вообще говоря, девиация - полезное явление (для тех, кто
умеет ею пользоваться). Кстати, Кориолис открыл свои знаменитые законы,
изучая карамболь.
- Аномальные отклонения - это непредсказуемые и неповторяющиеся
события, вызванные асимметрией, физическими дефектами оборудования или
неверными действиями игрока. Грязь на сукне стола, уклон в одном из
углов стола, незаметный глазу бугорок плиты, скрытая полость в дешевой
наклейке из прессованных опилок кожи, трещина в шафте, зерно
некачественного мела, прилипшее к битку - все эти вещи могут изменить
траекторию битка при движении или изначально исказить его заданное
направление. Некоторые аномальные отклонения сильнее заметны, если биток
пущен тихо, другие происходят при ударе любой силы, но регулярности при
этом не наблюдается. Ясно, что такие вещи случаются довольно редко,
особенно при должном уходе за оборудованием. Также ясно, как с ними
бороться. Если игрок не умеет делать правильный надежный упор, то при
соударении кия с битком точка нанесения удара или его направление могут
непредсказуемо измениться - вплоть до "кикса". Преодолению проблемы
неправильной игровой техники посвящены другие статьи на этом сервере.
- Существует также эффект, проявляющийся в различной степени
искривления траектории битка из за особенностей залегания ворса на
новом, рыхлом сукне. Все эти разного рода промахи, вызванные случайными
причинами, не имеют отношения к "настоящему" отклонению, в отличие от
них - "настоящее" случается регулярно, на всех столах, с любыми игроками
- стоит им лишь посильнее ударить.
В чем же дело?
В результате многолетних научных исследований, изучавших удар
бильярдного кия с использованием скоростной фотографии, была получена
достоверная информация о причинах отклонения битка, и уточнен сам
термин, являющийся теперь "промышленным стандартом".
Отклонение битка происходит, когда удар приходится не по центру
битка, а левее или правее, а также при сильном ударе без винта. Шар
отклоняется всегда в направлении, противоположном стороне, куда была
смещена от центра точка нанесения удара по битку (в случае с сильным
центральным ударом - биток отклоняется в любую сторону). Причиной
отклонения является то, что вектор импульса, посылающего биток вперед (с
винтом или без) не совпадает с вектором движения кия, создающего этот
импульс. Иными словами - реальный удар происходит не в том направлении,
куда игрок послал свой кий.
Ударьте биток слева от центра, и он отклонится вправо от
направления, куда смотрело древко кия. Ударьте справа - биток отклонится
влево. Величина отклонения битка варьируется от очень небольшого (1/8
дюйма на расстоянии 8 футов) до впечатляющих полутора дюймов на том же
самом промежутке.
Установлено несколько фактов, которые в сумме составляют достаточно
полную картину явления, называемого "отклонением битка" - чем дальше от
центра битка наносится удар с винтом (слева или справа) - тем больше
отклонение; чем выше твердость поверхности, ударяющей шар (жесткость
этого соударения определяют наклейка и наконечник кия) - тем больше
отклонение; при отклонении биток имеет прямую траекторию, т.е.
изначально движется не туда, куда прицеливался игрок; чем сильнее удар -
тем больше отклонение.
Изучение фактов позволило, наконец, обратить внимание на истинную
причину систематических отклонений битка, причина найдена - это
неправильно сконструированный кий, деформирующийся при соударении с
битком так, что реальный вектор удара оказывается направленным вовсе не
туда, куда прицелился игрок. Сравнение киев различных конструкций
поставило все на свои места.
Для достижения максимального отклонения (что, конечно же, является
крайне нежелательным в реальной игре), нужно взять для эксперимента кий с
сильно сужающимся конусовидным древком и твердой наклейкой (диаметром
13,5 мм или больше). Кий должен также иметь очень твердый наконечник,
например, из слоновой кости или материала типа фенолопласта, сделанный с
глухим донышком (так наз. "стакан"), и жесткий соединительный узел - из
стали, к примеру. Ударьте таким кием биток на 3/8 дюйма от центра,
нанесите сильный удар, и вы получите максимальное отклонение. Биток
уйдет с дорожки, указываемой древком, на 1-2 дюйма за 8 футов, возможно
даже миновав прицельный шар!
Очевидно, что любой игрок, даже играя таким ужасным кием, но имея
достаточно времени, сможет запрограммировать свой "умственный компьютер"
так, чтобы делать поправки на все возможные отклонения в соответствии с
условиями и силой удара. Это возможно, если он играет регулярно и
находится в прекрасной спортивной форме. Правильно ли это? В
действительности, это означает ,что игрок невольно ограничивает себя,
прибегая к таким ухищрениям, и становится рабом своей постоянной
практики. Нет ли способа перестать держать в голове все заботы,
связанные с компенсацией отклонений, и потратить тренировочное время на
более важные вещи?
Развиваясь путем проб и ошибок, игроки прошлого обнаружили, что они
могли играть лучше с наклейкой меньшего диаметра. Они не смогли этого
объяснить, но просто приняли как факт. Они имели дело с плохо
разработанными киями, снабженными наконечниками из слоновой кости,
стальными соединительными узлами и неправильной конусностью, снижавшей
размер древка до 11-12mm, еще они делали некоторую поправку на
неравномерный изгиб древка и этим неосознанным путем действительно
снижали отклонение. К сожалению, в то же самое время они потеряли
способность делать дальние удары из-за меньшей поверхности наклейки и
меньшего контроля траекторий битка, которые был бы возможен только при
использовании больших наклеек.
Решение
Если вы стремитесь к минимальному отклонению битка, то потребуется
кий с "мягким", упругим наконечником и шафтом, который мгновенно бы
"поглотил" удар, точнее, принял бы часть его энергии в строго
симметричный волнообразный изгиб, и затем постепенно вернул бы ее назад,
не позволив наклейке скользнуть поперек шара. Кий должен иметь для
этого гибкий упругий шафт с постоянным диаметром в первой трети длины и
"мягкий" соединительный узел (пластиковый или по схеме "дерево в
дерево").
Все должно служить достижению двух целей:
- "принять" ударную волну от наклейки по древку и не пропустить в
турник кия сильный импульс отдачи, чтобы не возникла встречная волна от
вибрации. При таком мягком соударении частицы мела на наклейке останутся
в контакте с поверхностью битка дольше, чем при жестком соударении,
обеспечив больший контроль битка и уменьшая возможность кикса.
- "отдать" энергию удара из волнообразно сжатого шафта обратно в
биток, в процессе распрямления шафта, при этом направление импульса
возвращаемой энергии должно быть противоположным. Это возможно лишь
когда шафт сжимается и распрямляется волнами, идущими строго вдоль оси
шафта - без боковой деформации (на практике эти волны имеют
микроскопические размеры, и они существуют тысячные доли секунды, по
сравнению с ними нежелательная боковая деформация кия даже на
полмиллиметра будет выглядеть огромной).
Таким образом - кий правильной конструкции позволяет наносить удары
с винтами и удары большой силы без отклонения реального вектора силы,
передаваемой битку, от прицельной оси. Для сохранения энергии удара в
виде волны упругого сжатия и возврата ее без искажения - кий должен
иметь лишь небольшую конусность передней трети шафта или не иметь ее
вовсе. Естественно, что материал шафта должен обеспечивать совершенно
равную степень упругости при поперечном изгибе в любом направлении.
Насадка, стык и турник кия должны как можно меньше реагировать на удары
по битку своей ответной вибрацией. Волна упругого сжатия шафта не должна
искажаться помехами от таких вибраций. Рука игрока, пославшего биток
сильным ударом, должна ощущать лишь отдачу при ударе, но не вибрацию
кия. Если кий соответствует всем этим условиям - размер наклейки не
имеет никакого значения, главное, чтобы она не была бы экстремально
твердой и скользкой.
Теперь вы полностью контролируете ситуацию и не думаете больше о
непредсказуемых отклонениях, случавшихся прежде с ужасной регулярностью.
http://www.cues.com.ua/art_5.php
|