Бильярдный клуб "Семерка" в Томаковке

Каталог статей
Меню сайта
То что внутри
Правила бильярда [8]
Оборудование в бильярде [30]
Бильярдные столы, кии и аксессуары
Техника бильярда [30]
Обучение, тренировки, психология в бильярде
Рассказы о бильярде [58]
Интересные рассказы о бильярде
Бильярд в литературе [0]
Спортсмены в бильярде [1]
Интервью с игроками
Форма входа
Мини-чат

Получить WMR-бонус Balans.kz на свой кошелек!
Наш опрос
Какой бильярд Вы предпочитаете?
Всего ответов: 113
Поиск
Это заманчиво!
Скоро...
Друзья сайта
  • Ноутбуки, нетбуки
  • Сом клариевый
  • Все о раках
  • Вермикультура
  • Лучшее место в мире
  • Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Оборудование в бильярде

    Мел Cудьбы или судьба мела
    Мел Cудьбы или судьба мела

    «И взял Тамерлан Мел Судьбы”… Нет, сегодня мы будем говорить не о великом завоевателе, и даже не о нашумевшей экранизации известной книги Сергея Лукьяненко. Да и слабо верится, что монголы возили с собой в походы бильярдный инвентарь, поэтому влияние мела на их цивилизацию нас волнует мало. Но вот на судьбу отдельно взятых шариков на столе мел очень даже влияет, что мы и постараемся рассмотреть и обсудить.

    Бильярдные мелки

    На самом деле история мела в бильярде не такая древняя, чтобы вспоминать времена Тамерлана. Она началась в начале XIX века, когда некий француз по фамилии Менге изобрел кожаную наклейку для кия. Мы этот факт уже упоминали в соответствующей статье, поэтому детально останавливаться не бу-дем – изобрел, так изобрел. Если бы не одно «но». Изобретение действительно давало огромные новые возможности, однако… ненадолго. Буквально за считанные часы игры наклейка становилась гладкой, как говорят "забивалась”, кий начинал киксовать, и все преимущество исчезало. Что делать? Менять? Необходимость несложной, но кропотливой процедуры замены капризного кожаного кружочка дважды в день могла радовать, пожалуй, только поставщиков этой продукции. (Не думаю, что в XIX веке, славящемся расцветом коммерции и промышленности, таковых не было…)

    Решение было простым. Настолько простым, что даже не известно достоверно, кто и когда именно дошел до него первым. Однако история не любит неизвестности, и пальму первенства чаще всего отдают Джону Карру, правда, как мы ниже увидим, скорее благодаря его предприимчивости. Этот субъект работал маркером в бильрдной "Upper Rooms”, принадлежавшей господину Бартли. Не знаю, было ли так в действительности, но, видимо, заведение не могло похвастаться рекордной посещаемостью, потому как его хозяин и маркер частенько гоняли шары вдвоем. А чтобы времяпрепровождение не было потрачено уж совсем зря, оттачивали свое мастерство, соревнуясь в выполнении сложных ударов. По нынешним временам виртуозами их назвать было бы сложно, но не забывайте – наклейка была только-только изобретена! Первым стал выполнять крученые удары Бартли, за ним подтянулся и Карр. И если хозяин заведения так и не смог заработать своим мастерством, то предприимчивый маркер тут же стал делать на этом деньги. Демонстрируя по вечерам свои крученые удары, он не забывал упомянуть о том, что они – следствие якобы изобретенного им самим "необыкновенного, удивительного, крученого мела” (узнаете слог талантливого менеджера?) И он, Джон Карр, готов поделиться со всеми этим чудесным изобретением, причем за вполне умеренную плату. Разумеется, плох тот игрок, который не стремится играть лучше всех. И если для этого нужен какой-то особый «крученый мел» - надо брать! Мел, смею заметить, был тем же самым, что господин Бартли выдавал посетителям бильярдной совершенно бесплатно. Однако оригинальная упаковка и умелая реклама сделала свое дело: мел шел нарасхват. Так что не скованный налоговой декларацией, вкладывающий в закуп своего «чуда» сущие копейки, предприимчивый маркер стал зарабатывать побольше своего хозяина и смог бы вскоре выкупить всю бильярдную, но… Как всегда, было одно "но”! Как правило, если судьба дает человеку что-то, то что-то другое забирает. Предприимчивый Карр был… неудачником. И все бы ладно, но он был неудачником азартным, и все заработанные деньги спускал в кости. А так как на деньги играть в бильярд с мастером уже никто не решался, то его баланс упал ниже ватерлинии. Когда количество игроков в кости и карты, желающих выбить из Джона долги, превысило критическую массу, он элементарно сбежал из страны. Уж не знаю, просил ли он у Испании политического убежища, как некоторые наши современники, или в те времена жить было проще, но вскоре Карр уже обыгрывал в бильярд горячих донов. Те, хоть и не привыкли проигрывать, но мастерством бывшего маркера были покорены, и дела вроде бы пошли на лад. Однако оказалось, что Испания богата не только бильярдными, но и игорными домами не меньше Англии. Вот, собственно, и всё. Дальнейшее читатель может додумать сам. Подскажу концовку – умер Джон Карр все же в покинутой некогда родной Англии, в Портсмуте в полной нищете. По-моему, очень поучительная история.

    И Англия, и Испания в те времена были державами, могущество которых простиралось по всему миру. Поэтому неудивительно, что для победного шествия по планете мелу потребовались считанные годы. И в первозданном виде он просуществовал еще почти 100 лет, – до 1893 года. При всем подъеме науки и техники никому и дела не было до того, что мел способствует порче сукна, пачкает его, так что это некристаллическое вещество неплохо бы вообще заменить чем-то получше. В 1892 году за дело наконец-то взялись химики. Точнее один химик – Эдмунд Ф. Хоскинс.

    Именно к нему обратился профессиональный игрок на бильярде Уильям А. Спинкс, принеся кусочек твердой меловой породы, добываемой во Франции. И в 1897 году эти два джентельмена получили патент на синтезированный ими специальный бильярдный "мел Спинкса”, уже имевший состав и строение, практически аналогичные современным образцам – абразивная кристаллическая структура, которая обеспечивает на порядок лучшее сцепление наклейки с шаром и существенно улучшает игровые качества кожи, "взрыхляя” ее.

    Дальнейшая история такими ключевыми событиями не богата, поэтому можем смело переноситься в наши дни и рассматривать что мы имеем на сегодня. Естественно, технология производства бильярдного мела усовершенствована. В наше время при его изготовлении используются измельченные белый кварц и алоксит, смешанные в разных пропорциях. Кварц является основой, а алоксит как раз и является жесткими вкраплениями, которые придают шероховатость и абразивность. Данная смесь уплотняется прессом с усилием около 15 тонн на одну форму. Надо заметить, что такое большое усилие используется вовсе не затем, чтобы мел экономнее расходовался. Просто чем плотнее мел, тем тоньше получается равномерный слой, и лучше работает наклейка. Да и сукно меньше страдает.

    С началом производства мела промышленным способом его стали окрашивать в различные цвета. Разумеется, цвет никак не зависит от качества мела и не влияет на него. Делается это исключительно из эстетических соображений, чтобы не оставалось следов на столе, одежде игрока и наиболее "близких” болельщиков. Из этого следует, что изначально однотонная меловая гамма зеленых тонов с появлением сукна разнообразных цветов и оттенков расширилась и на эту палитру.

    Теперь – парочка советов. Самый простой – если мел есть, значит им надо мелить. Вроде, бы очевидно. Просто понаблюдайте за профессионалами: они чисто автоматически делают это перед каждым ударом. И это правильно – такой подход позволяет вам иметь слой мела на наклейке всегда в одинаковом состоянии и, соответственно, схожие характеристики удара. Иногда можно увидеть, что перед сложным массе игрок мелит наклейку особенно тщательно. Мое мнение – мелить надо всегда одинаково. Более толстый слой никакого преимущества не имеет, принося только лишний расход мела, да грязь на столе и руках.

    Особое внимание нужно уделять состоянию мела. Самое убийственное для него – влага. Если мел сырой, то он будет неравномерно наноситься, комковаться. Да и вреда наклейке и сукну от такого мела куда больше, чем пользы. Даже если после этого мел высушить, играть с его помощью не получится – пересыхая, мел твердеет и вообще не наносится.

    Отсюда простой вывод – имейте всегда свой кусочек мела и следите, чтобы он был сухой, берегите его не только от прямого попадания влаги, но и от резких изменений температуры, которые повышенную влажность и могут спровоцировать. Даже если вы – начинающий игрок, не имеющий своего кия, не думаю, что обеднеете, если будете использовать свой личный, а не бесплатный, выдаваемый в клубе. Кто его знает, может он дайвингом в кружке пива занимался. К тому же разные заведения по разному относятся к вопросам снабжения. Буквально пару недель назад ваш покорный слуга, пытаясь поиграть в пул в клубе одного маленького провинциального городка, был снаряжен в дополнение к березовому кию-«колоднику» куском обычного школьного мела. Маркер, бодрый старичок, был твердо уверен, что "мел, он и есть мел” и никакие исторические справки и ссылки ни на «Бильярдную энциклопедию», ни на перечень современных марок и производителей не смогли поколебать устои его жизненного опыта.

    Вывод – носите мел с собой. Сейчас существует множество разнообразных аксессуаров для его ношения. Мне наиболее оптимальным кажеться закрытый магнитный держатель на пояс – очень удобно, и руки всегда чистые.

    И напоследок – непосредственно о выборе мела и его марках. При всем разнообразии, выбора-то собственно у вас и нет. Как в известном выражении "есть два мнения, одно мое, другое неправильное”, так и тут: есть мел производства "Tweeten Fibre” и есть все остальные. Остальные, как правило,- это вездесущие китайские ремесленники типа Pioneer. Процесс производства мела стабилен и отлажен уже более 100 лет, поэтому все марки типа Brunswick, Silver Cup, Diamond Blue и прочие – это на самом деле тот же "Tweeten Fibre”, просто произведенный по спецзаказам. Не стоит гадать, какие из них лучше – качество одинаково. Можно попробовать разве что выбрать из двух марок оригинальных «Tweeten Fibre» – Master и King Triangle.

    Master считается более мягким, и поэтому его предпочтительнее использовать со средними и мягкими наклейками, а Triangle – соответственно для жестких типов. Однако это не догма, и лучше на собственной игре попробовать, как работают те и другие. Купите по куску обеих марок и поэкспериментируйте, чередуя. Я чаще играю в пул, поэтому лично мне Master нравится чуть больше, хотя мнение это чисто субъективное. Сделав окончательный выбор, купите сразу коробочку на 12 и более кубиков – это более выгодно по цене, да и, как известно, «запас карман не тянет».

    И удачной вам игры!


    Евгений Мастепан
    Журнал "Бильярдный Мир" 2 (8) 2006 года.

    Категория: Оборудование в бильярде | Добавил: alexbrom (09.05.2011)
    Просмотров: 1263 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:



    Copyright Bredikhin © 2024-2011
    Бесплатный хостинг uCoz