Мел Cудьбы или судьба мела
«И взял Тамерлан Мел Судьбы”… Нет, сегодня мы будем говорить не
о великом завоевателе, и даже не о нашумевшей экранизации известной
книги Сергея Лукьяненко. Да и слабо верится, что монголы возили с собой в
походы бильярдный инвентарь, поэтому влияние мела на их цивилизацию нас
волнует мало. Но вот на судьбу отдельно взятых шариков на столе мел
очень даже влияет, что мы и постараемся рассмотреть и обсудить.
На самом деле история мела в бильярде не такая древняя, чтобы
вспоминать времена Тамерлана. Она началась в начале XIX века, когда
некий француз по фамилии Менге изобрел кожаную наклейку для кия. Мы этот
факт уже упоминали в соответствующей статье, поэтому детально
останавливаться не бу-дем – изобрел, так изобрел. Если бы не одно «но».
Изобретение действительно давало огромные новые возможности, однако…
ненадолго. Буквально за считанные часы игры наклейка становилась
гладкой, как говорят "забивалась”, кий начинал киксовать, и все
преимущество исчезало. Что делать? Менять? Необходимость несложной, но
кропотливой процедуры замены капризного кожаного кружочка дважды в день
могла радовать, пожалуй, только поставщиков этой продукции. (Не думаю,
что в XIX веке, славящемся расцветом коммерции и промышленности, таковых
не было…)
Решение было простым. Настолько простым, что даже не известно
достоверно, кто и когда именно дошел до него первым. Однако история не
любит неизвестности, и пальму первенства чаще всего отдают Джону Карру,
правда, как мы ниже увидим, скорее благодаря его предприимчивости. Этот
субъект работал маркером в бильрдной "Upper Rooms”, принадлежавшей
господину Бартли. Не знаю, было ли так в действительности, но, видимо,
заведение не могло похвастаться рекордной посещаемостью, потому как его
хозяин и маркер частенько гоняли шары вдвоем. А чтобы
времяпрепровождение не было потрачено уж совсем зря, оттачивали свое
мастерство, соревнуясь в выполнении сложных ударов. По нынешним временам
виртуозами их назвать было бы сложно, но не забывайте – наклейка была
только-только изобретена! Первым стал выполнять крученые удары Бартли,
за ним подтянулся и Карр. И если хозяин заведения так и не смог
заработать своим мастерством, то предприимчивый маркер тут же стал
делать на этом деньги. Демонстрируя по вечерам свои крученые удары, он
не забывал упомянуть о том, что они – следствие якобы изобретенного им
самим "необыкновенного, удивительного, крученого мела” (узнаете слог
талантливого менеджера?) И он, Джон Карр, готов поделиться со всеми этим
чудесным изобретением, причем за вполне умеренную плату. Разумеется,
плох тот игрок, который не стремится играть лучше всех. И если для этого
нужен какой-то особый «крученый мел» - надо брать! Мел, смею заметить,
был тем же самым, что господин Бартли выдавал посетителям бильярдной
совершенно бесплатно. Однако оригинальная упаковка и умелая реклама
сделала свое дело: мел шел нарасхват. Так что не скованный налоговой
декларацией, вкладывающий в закуп своего «чуда» сущие копейки,
предприимчивый маркер стал зарабатывать побольше своего хозяина и смог
бы вскоре выкупить всю бильярдную, но… Как всегда, было одно "но”! Как
правило, если судьба дает человеку что-то, то что-то другое забирает.
Предприимчивый Карр был… неудачником. И все бы ладно, но он был
неудачником азартным, и все заработанные деньги спускал в кости. А так
как на деньги играть в бильярд с мастером уже никто не решался, то его
баланс упал ниже ватерлинии. Когда количество игроков в кости и карты,
желающих выбить из Джона долги, превысило критическую массу, он
элементарно сбежал из страны. Уж не знаю, просил ли он у Испании
политического убежища, как некоторые наши современники, или в те времена
жить было проще, но вскоре Карр уже обыгрывал в бильярд горячих донов.
Те, хоть и не привыкли проигрывать, но мастерством бывшего маркера были
покорены, и дела вроде бы пошли на лад. Однако оказалось, что Испания
богата не только бильярдными, но и игорными домами не меньше Англии.
Вот, собственно, и всё. Дальнейшее читатель может додумать сам. Подскажу
концовку – умер Джон Карр все же в покинутой некогда родной Англии, в
Портсмуте в полной нищете. По-моему, очень поучительная история.
И Англия, и Испания в те времена были державами, могущество которых
простиралось по всему миру. Поэтому неудивительно, что для победного
шествия по планете мелу потребовались считанные годы. И в первозданном
виде он просуществовал еще почти 100 лет, – до 1893 года. При всем
подъеме науки и техники никому и дела не было до того, что мел
способствует порче сукна, пачкает его, так что это некристаллическое
вещество неплохо бы вообще заменить чем-то получше. В 1892 году за дело
наконец-то взялись химики. Точнее один химик – Эдмунд Ф. Хоскинс.
Именно к нему обратился профессиональный игрок на бильярде Уильям А.
Спинкс, принеся кусочек твердой меловой породы, добываемой во Франции. И
в 1897 году эти два джентельмена получили патент на синтезированный ими
специальный бильярдный "мел Спинкса”, уже имевший состав и строение,
практически аналогичные современным образцам – абразивная
кристаллическая структура, которая обеспечивает на порядок лучшее
сцепление наклейки с шаром и существенно улучшает игровые качества кожи,
"взрыхляя” ее.
Дальнейшая история такими ключевыми событиями не богата, поэтому
можем смело переноситься в наши дни и рассматривать что мы имеем на
сегодня. Естественно, технология производства бильярдного мела
усовершенствована. В наше время при его изготовлении используются
измельченные белый кварц и алоксит, смешанные в разных пропорциях. Кварц
является основой, а алоксит как раз и является жесткими вкраплениями,
которые придают шероховатость и абразивность. Данная смесь уплотняется
прессом с усилием около 15 тонн на одну форму. Надо заметить, что такое
большое усилие используется вовсе не затем, чтобы мел экономнее
расходовался. Просто чем плотнее мел, тем тоньше получается равномерный
слой, и лучше работает наклейка. Да и сукно меньше страдает.
С началом производства мела промышленным способом его стали
окрашивать в различные цвета. Разумеется, цвет никак не зависит от
качества мела и не влияет на него. Делается это исключительно из
эстетических соображений, чтобы не оставалось следов на столе, одежде
игрока и наиболее "близких” болельщиков. Из этого следует, что
изначально однотонная меловая гамма зеленых тонов с появлением сукна
разнообразных цветов и оттенков расширилась и на эту палитру.
Теперь – парочка советов. Самый простой – если мел есть, значит им
надо мелить. Вроде, бы очевидно. Просто понаблюдайте за профессионалами:
они чисто автоматически делают это перед каждым ударом. И это правильно
– такой подход позволяет вам иметь слой мела на наклейке всегда в
одинаковом состоянии и, соответственно, схожие характеристики удара.
Иногда можно увидеть, что перед сложным массе игрок мелит наклейку
особенно тщательно. Мое мнение – мелить надо всегда одинаково. Более
толстый слой никакого преимущества не имеет, принося только лишний
расход мела, да грязь на столе и руках.
Особое внимание нужно уделять состоянию мела. Самое убийственное для
него – влага. Если мел сырой, то он будет неравномерно наноситься,
комковаться. Да и вреда наклейке и сукну от такого мела куда больше, чем
пользы. Даже если после этого мел высушить, играть с его помощью не
получится – пересыхая, мел твердеет и вообще не наносится.
Отсюда простой вывод – имейте всегда свой кусочек мела и следите,
чтобы он был сухой, берегите его не только от прямого попадания влаги,
но и от резких изменений температуры, которые повышенную влажность и
могут спровоцировать. Даже если вы – начинающий игрок, не имеющий своего
кия, не думаю, что обеднеете, если будете использовать свой личный, а
не бесплатный, выдаваемый в клубе. Кто его знает, может он дайвингом в
кружке пива занимался. К тому же разные заведения по разному относятся к
вопросам снабжения. Буквально пару недель назад ваш покорный слуга,
пытаясь поиграть в пул в клубе одного маленького провинциального
городка, был снаряжен в дополнение к березовому кию-«колоднику» куском
обычного школьного мела. Маркер, бодрый старичок, был твердо уверен, что
"мел, он и есть мел” и никакие исторические справки и ссылки ни на
«Бильярдную энциклопедию», ни на перечень современных марок и
производителей не смогли поколебать устои его жизненного опыта.
Вывод – носите мел с собой. Сейчас существует множество разнообразных
аксессуаров для его ношения. Мне наиболее оптимальным кажеться закрытый
магнитный держатель на пояс – очень удобно, и руки всегда чистые.
И напоследок – непосредственно о выборе мела и его марках. При всем
разнообразии, выбора-то собственно у вас и нет. Как в известном
выражении "есть два мнения, одно мое, другое неправильное”, так и тут:
есть мел производства "Tweeten Fibre” и есть все остальные. Остальные,
как правило,- это вездесущие китайские ремесленники типа Pioneer.
Процесс производства мела стабилен и отлажен уже более 100 лет, поэтому
все марки типа Brunswick, Silver Cup, Diamond Blue и прочие – это на
самом деле тот же "Tweeten Fibre”, просто произведенный по спецзаказам.
Не стоит гадать, какие из них лучше – качество одинаково. Можно
попробовать разве что выбрать из двух марок оригинальных «Tweeten Fibre»
– Master и King Triangle.
Master считается более мягким, и поэтому его предпочтительнее
использовать со средними и мягкими наклейками, а Triangle –
соответственно для жестких типов. Однако это не догма, и лучше на
собственной игре попробовать, как работают те и другие. Купите по куску
обеих марок и поэкспериментируйте, чередуя. Я чаще играю в пул, поэтому
лично мне Master нравится чуть больше, хотя мнение это чисто
субъективное. Сделав окончательный выбор, купите сразу коробочку на 12 и
более кубиков – это более выгодно по цене, да и, как известно, «запас
карман не тянет».
И удачной вам игры!
Евгений Мастепан Журнал "Бильярдный Мир" 2 (8) 2006 года.
|