Основатель одной из крупнейших на постсоветском
пространстве киевных фабрик, днепропетровской компании AS, Сергей Чухно
рассказал в эксклюзивном интервью журналу «Бильярд Спорт» о рынке киев
для русского бильярда.
- Сергей, сколько, по вашей оценке, в странах СНГ производителей киёв?
- В районе 100, но крупных я знаю не более двух – белорусский
«Руптур» (Сергей Каюков), казанский «Вантэкс» - они сейчас разделились
на две компании.
Больше профессионально – с рекламой, с менеджментом никто не
работает. Все остальные - с заказами, работают не поднимая головы, но
делают по 2-3 кия в месяц.
Очень много мастеров, делающих качественные кии, но, повторюсь, в очень ограниченных количествах.
- Как появилась на свет ваша фирма?
- Мы начинали с ремонта киёв, постепенно пришла мысль сделать
производство, я ходил в магазин и смотрел на кии работы Ивана Луцкого –
одного из лучших мастеров в Украине, корифея. На первых порах это был
образец для нашей, начинавшейся с «нуля» фирмы, штат которой на данный
момент начитывает 50 человек.
- А вы не думали взять на работу мастера?
- Нет, с самого начала было интересно всё делать самому. У нас в
Днепропетровске очень сильная бильярдная школа, кроме того, я общался с
Паламарём, Винокуром, многими другими игроками, они мне что-то
советовали, рассказывали. Постепенно узнавал, что люди хотят от кия. Наш
девиз: «Чтобы человек был доволен». Наш менеджмент построен таким
образом, чтобы людям дать то, что хорошо лежит в руке, а не то, что
блестит. У других мастеров часто бывает так, что человек отдал деньги,
прождал кий год, а он ему не подходит. Кий, который не лежит в руке, ему
даром не нужен. У нас, если человек в течение двух недель возвращает
кий и говорит, что он ему не подходит, мы ему кий меняем.
- Какой объём вашего производства и какой диапазон цен?
- Мы делаем тысячу киёв в месяц. Диапазон цен – от 100 долларов и «до
неба». Дешёвые кии – идут в комплектацию к столам компании «Динарис» и
других производителей.
Следующая категория – примерно от 300 до 500 долларов, поступают
заказы и на очень дорогие кии. Например, мы делали кии Кучме, Ниязову.
Для такой работы у нас есть специальный отдел, занимающийся инкрустацией
киёв.
Где-то около 30% производимых киёв – это дешёвые, 10-15 % - дорогие, остальные средние.
Средняя выручка составляет около 600 долларов за кий. На сегодняшний
день мы реализуем нашу продукцию в 350 торговых точках Украины и России.
- Говорят, что кий стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Вы с этим согласны?
- Нет, думаю, что это не совсем верно. Кий на самом деле стоит
столько, сколько он стоит. Два-три специалиста могут оценить истинную
стоимость кия. Продать его можно в несколько раз дороже настоящей
стоимости – но это уже совсем другой разговор.
- Кто-то делает ещё столько же киёв, как ваша фирма?
- Нет, тысячи никто не делает. Я разговаривал с руководителем
«РуптуРа» Александром Соколовым, у них объем производства составляет
150-200 штук в месяц, ещё питерский мастер Константин Лахно делает
порядка 150 киев.
- Есть раритетные кии производства, скажем, легендарного Чемоданова. Что можете сказать о них?
- Есть такие известные кии, но сейчас ими играть уже невозможно.
Когда Чемоданов их делал, были совсем другие, пластмассовые шары, и кии
делались под эти лёгкие шары. Не было американки, все играли в тихую
игру на лёгких отыгрышах – одним словом, те кии не подходят к
сегодняшней атакующей игре с тяжёлыми шарами.
- Кто из известных игроков играет вашими киями?
- Александр Паламарь, Ярослав Винокур, Ярослав Тарновецкий, Артём
Моисеенко, Константин Кулик, Евгений Талов, Алёна Русакова, Жанна
Шматченко – практически все ведущие бильярдисты Украины играют киями
нашего производства.
- Вы продаёте этим игрокам свои кии или спонсируете их?
- В каждом конкретном случае по-разному, но, в основном, мы являемся спонсорами этих ребят.
- Вы делаете кии только для русского бильярда или для снукера и пула тоже?
- Только для русского. У нас нет культуры снукера, пула, карамболя.
Мне неизвестно, что в этих играх нужно от кия, и не с кем об этом
поговорить. Никто даже не скажет, хороший или плохой кий я сделаю.
- Известно, что кии для пула выпускаются в промышленных
масштабах – тысячи, десятки тысяч. В связи с этим интересно, почему
никто не покупает кии фабричной работы для русского бильярда?
- Пул и русский бильярд – это совершенно разные игры. В пуле – шар
лёгкий и влияние кия практически никакого. В русском бильярде – всё
наоборот, особенно при нынешней агрессивной манере игры, где всё
построено на выходах, на бешеном контроле свояка. В пуле же 99% всей
игры решает наклейка. В эту игру лучше играть с плохим киём и хорошей
наклейкой, чем наоборот - с хорошим киём и плохой наклейкой.
- Если вы где-нибудь на турнире увидите свой кий, сделанный, например, в 2000-2001 годах, узнаете?
- Ну а как можно не узнать своих «детей»? Я вижу, даже если кто-то
кий переделывал. Есть люди, которые уже по шесть-восемь лет играют моими
киями, недавно я даже выкупил назад один из первых моих киёв и храню
его дома.
- Как, с вашей точки зрения, развивается бильярд в Украине и России?
- Бильярд в Украине хорошо развивается, ещё лучше – в России, а также
во всех странах, где запретили игровые автоматы, которые сжирают
миллиарды. Раньше владельцам бильярдных проще было сдать залы в аренду
под игровые автоматы, а не заниматься бильярдом. Сейчас ситуация
меняется.
- Сами в бильярд играете?
- Играю, но на примитивном уровне. Я часто езжу по турнирам, смотрю
на игру Сталева, Винокура, Паламаря, Анищенко – после этого мне неудобно
даже как-то играть самому. Понимаю русский бильярд, вернее, стараюсь
его понять, но сам практически не играю.
- Проводите турниры по бильярду среди сотрудников вашей компании?
- Нет, но это хорошая идея. Надо будет ею воспользоваться.
- Давайте договоримся: вы проведёте турнир, а журнал "Бильярд Спорт" его будет освещать?!
- Да, давайте. Приезжайте, я всё организую.
Журнал "Бильярд Спорт" 21 Июль, 2008.
|